Клиенты более активно покупают товары и услуги, если считают компанию надежной и честной. Доверие к бизнесу формируется естественным образом, но в интернете влиять на свою репутацию можно с помощью инструментов ORM. Поговорим о том, что это такое.
Что такое ORM
Online Reputation Management (ORM) — управление репутацией компании на цифровых площадках. Оно включает в себя технологии, которые помогают улучшить имидж бизнеса в глазах клиентов, инвесторов, сотрудников и партнеров.
С помощью ORM компания создает положительное мнение о себе или сглаживает негатив со стороны аудитории. Для этого специалисты по работе с репутацией:
- Вручную или с помощью специального ПО мониторят упоминания бренда на медийных площадках. Например, в СМИ, соцсетях, у конкурентов, в профильных блогах и медиа, на сайтах с отзывами.
 - Когда в сети встречается релевантное упоминание, представители компании реагируют на него — благодарят за похвалу или отвечают на критику.
 
ORM — важный инструмент для развития бизнеса. Хотя репутация компании влияет на прибыль косвенно, она формирует мнение потребителей и мотивирует выбирать бренд среди конкурентов. Если клиент уверен, что организация добросовестная, он активнее покупает ее продукты, рекомендует их знакомым.
Кому подойдет
Есть миф, что ORM нужен только компаниям, которые постоянно ввязываются в скандалы. Такие бренды действительно обращаются за помощью в работе с репутацией, но часто это делают и обычные организации, которые хотят укрепить позитивный имидж в глазах аудитории.
В первую очередь в комплексной работе с репутацией заинтересованы компании, которые уже давно на рынке. Они получают множество упоминаний в сети и не могут за всеми уследить, поэтому обращаются за услугами специалистов. ORM более востребован для среднего и крупного бизнеса: для таких организаций сомнительная репутация может грозить крупными материальными потерями. Однако и небольшим компаниям полезно управлять репутацией: это поможет заслужить доверие аудитории и получить конкурентные преимущества.
Инструменты ORM
Существует множество инструментов и технологий работы с репутацией в интернете. Разберем подробнее некоторые из них.
Работа с отзывами
Потенциальные клиенты интересуются чужим мнением, чтобы получить представление о продуктах и услугах и понять, стоит ли обращаться в компанию. Поэтому один из инструментов работы с репутацией — отслеживание публикаций, которые оставляют покупатели:
- на маркетплейсах;
 - на платформах-отзовиках;
 - на страницах компании в социальных сетях;
 - на картах Google, Яндекс, 2ГИС;
 - на тематических форумах.
 
В работе с отзывами у компании бывают разные стратегии. Одни бренды мониторят отклики и отвечают на них, другие — борются с негативом и добиваются удаления критических сообщений, а третьи — покупают положительные отзывы, чтобы перекрыть ими критику. Не рекомендуем использовать последний метод: если обман вскроется, доверие к компании упадет. Но вы можете стимулировать реальных клиентов на написание отзывов — промокодами, скидками или небольшими подарками.
Активность в соцсетях
Еще один распространенный инструмент работы с репутацией — мониторинг социальных сетей. Нередко люди делятся мнением о компании не на сайте-отзовике, а на собственной странице или в сообществе бренда.
Для работы с репутацией бизнес может отслеживать упоминания о себе в комментариях, постах, тредах, обсуждениях, чатах и других площадках внутри соцсетей и реагировать на них. Компания может также искать публикации о себе у медийных личностей, например, блогеров или профильных экспертов. В соцсетях бизнес может не только работать с критикой, но и стимулировать положительные отзывы с помощью акций и конкурсов.

Крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг — это метод скрытого продвижения. Суть в том, что представитель компании под видом клиента участвует в обсуждениях на форумах, тематических сайтах и площадках с отзывами, публикуя нативные рекомендации. Это помогает повысить интерес к бренду, усилить положительный имидж, сгладить негатив, а также ненавязчиво предложить товар целевой аудитории.
Представители могут вступать в дискуссию или отвечать на вопросы подписчиков. В сообщениях они ненавязчиво упоминают бренд или товар, будто рекомендуют его от себя лично. Например, в форуме о материнстве женщина жалуется на раздражение кожи у ребенка, а производитель детской косметики предлагает ей воспользоваться его продуктом.
SERM
SERM (Search Engine Reputation Management) — это управление репутацией в поисковых сервисах, подвид ORM. Основное назначение SERM — создать положительное впечатление при изучении данных о компании в поисковиках. Среди инструментов SERM:
- работа с брендовыми запросами;
 - определение семантического ядра;
 - продвижение контента, который создает положительное впечатление о бренде;
 - удаление нежелательных ссылок из поисковой выдачи;
 - вытеснение негативных публикаций из топа.
 
Благодаря SERM пользователь видит в поисковой выдаче больше позитивных или нейтральных материалов о компании. В результате увеличивается доверие потенциальной аудитории.
PR
PR — это работа с образом бренда в глазах общественности с целью улучшить имидж и повысить узнаваемость. Многие понимают пиар как работу со СМИ, но публикации в изданиях, пресс-релизы и комментарии экспертов — это лишь часть инструментов для связи с общественностью.
Пиар-специалисты стремятся получать упоминания о компании в прессе в позитивном или нейтральном ключе. Они также работают с аудиторией на форумах и в блогах, вовлекают бренд в создание экспертного контента в профильных изданиях и на собственных площадках, интегрируют бизнес в различные спецпроекты, например, благотворительные.

Контент-маркетинг
Позитивный контент о бренде и от его лица положительно сказывается на репутации. Например, если компания ведет экспертный блог или регулярно проводит прямые эфиры с ответами на вопросы, пользователи начинают больше доверять ей. Поэтому ORM-специалисты часто используют инструменты контент-маркетинга: статьи, кейсы, обзоры, экспертные материалы, инфографику.
Как разработать ORM-стратегию
Создание ORM-стратегии включает несколько этапов:
Анализ текущей репутации
Перед началом работы нужно определить, в каком состоянии сейчас находится репутация компании. Для этого мониторьте упоминания бренда в разных источниках вручную или с помощью автоматизированных сервисов. Если среди упоминаний преобладает негатив, то репутация находится на низком уровне и требует особого внимания.
После аудита нужно поставить цели, которые будут достигнуты в ходе реализации стратегии. Это может быть улучшение репутации или создание позитивного имиджа компании с нуля.
Поставленную цель необходимо разбить на конкретные задачи, а затем выбрать под них инструменты. Для отслеживания упоминаний в СМИ могут пригодиться одни сервисы, для комментариев в соцсетях — другие.
Создание стратегии
Разработайте план по работе с репутацией, который будет учитывать возможности компании и специфику бизнеса. Стратегия должна быть описана в виде конкретных действий и мер, которые помогут создать положительный имидж.
Реализация ORM-мероприятий
Распределите задачи между специалистами и приступайте к реализации стратегии. Поручите пиарщикам связаться со СМИ, SMM-специалистам — поработать с отзывами, а SEO-шникам — изучить топ поисковой выдачи и построить прогнозы на отдачу от контента.
Оценка эффективности
Когда план частично или полностью реализован, оцените полученный результат: как изменилась репутация компании, какие инструменты на это повлияли. В ORM оценить эффективность может быть нелегко, так как репутация бизнеса зависит не только от него самого, но и от других факторов. Тем не менее, важно отследить изменения, чтобы принимать дальнейшие решения.
Плюсы и минусы ORM
ORM помогает сформировать позитивную репутацию бренда, снизить объем негативной информации в сети и увеличить число позитивных упоминаний. В результате компании начнут больше доверять клиенты и партнеры. Но у инструмента есть и слабые стороны:
- сложность в оценке результатов — для изменения репутации не существует точных метрик;
 - высокая стоимость и энергозатратность;
 - отложенный долгосрочный результат;
 - невозможность полностью избавиться от негатива из-за требований и особенностей разных площадок;
 - риск атаки со стороны конкурентов;
 - невозможность охватить все площадки и ресурсы.
 
Даже если бизнес активно работает с репутацией, какое-нибудь издание может опубликовать про него разгромную статью, а недовольный клиент — оставить отзыв на популярном сайте. В таком случае придется приложить множество усилий, чтобы избавиться негатива или сместить внимание на что-то другое. Это делает ORM особенно сложной сферой маркетинга, в которой нет готовых решений и универсальных инструментов.
Рекомендации по работе с ORM
Для более эффективной работы с репутацией:
- отслеживайте упоминания не только о себе, но и о конкурентах;
 - автоматизируйте рутинные процессы, например, поиск упоминаний;
 - стимулируйте позитивное отношение — дарите бонусы и промокоды за то, что покупатели оставляют положительные отзывы;
 - реагируйте не только на негатив, но и на позитив — поблагодарите или сделайте ответный комплимент;
 - продвигайтесь в интернете на новую аудиторию, чтобы создать позитивный имидж в глазах пользователей. Это можно сделать с помощью инструментов VK Рекламы;
 

- не занимайтесь накруткой и бездумной покупкой отзывов — если перестараться с позитивными упоминаниями, у аудитории могут возникнуть подозрения.
 
Помните, что работа с репутацией — это долгий и дорогостоящий процесс, от которого не нужно ждать моментальных результатов. Иногда требуются месяцы, чтобы вытеснить нежелательные публикации и отзывы с первых позиций.
Подводим итоги
- ORM — создание и контроль над репутацией компании на цифровых площадках.
 - Репутация компании не влияет на прибыль напрямую, но воздействует на потребителей и мотивирует выбирать бренд среди конкурентов.
 - Чаще всего в работе с репутацией заинтересованы компании, которые уже длительное время находятся на рынке.
 - Существует множество инструментов и технологий работы с репутацией в онлайне: отслеживание отзывов, активность в соцсетях, крауд-маркетинг, SERM, PR.
 




