Даже в век технологий живое общение — один из лучших способов наладить контакт с аудиторией. Приблизиться к такому формату помогают вебинары: участники слышат интонации выступающего, видят мимику и жесты, могут задать вопросы в режиме онлайн. В статье расскажем, как организовать вебинар и сделать его полезным и для организатора, и для аудитории.
Постановка цели вебинара
Чаще всего вебинар устраивают с двумя целями: чтобы научить участников чему-то или что-то им продать. От цели будет частично зависеть структура и наполнение мероприятия.
Обучающие вебинары проводят в компаниях, чтобы познакомить сотрудников или внешних пользователей с какими-то изменениями: новыми инструкциями, программами, продуктами. Также вебинары могут быть частью учебных курсов, например по программированию или макияжу.
Если цель вебинара учебная, важно помочь участникам усвоить знания или навык — дать в конце задание на закрепление материала, разослать чек-листы, памятки или основные тезисы.

Продающие вебинары тоже часто содержат в себе обучающий элемент. Например, чтобы мотивировать зрителей к покупке большого курса, нужно сначала дать им какую-то пользу — бесплатный мастер-класс, лайфхаки, инструмент, рассказ о трендах. Это удобно делать на вебинарах.
На продающих вебинарах обязательно объясняют, кому подойдет продукт, какие потребности он поможет закрыть. В формате видеотрансляции больше возможностей привести примеры и показать сценарии использования, чем на лендинге или в промопосте.
Когда вы устраиваете вебинар с целью что-то продать, в конце призовите аудиторию к действию и объясните, как они могут совершить покупку, — дайте ссылку на сайт, расскажите о способах оплаты и доставки. Можно предложить присутствовавшим эксклюзивный промокод на скидку или особые условия. Вебинар прошел успешно, если сразу после него участник захотел и смог сделать заказ.
В обоих случаях важно придерживаться темы и тайминга и заранее прописать структуру вебинара.
Выбор темы
В первую очередь стоит выбирать тему, которую вы можете раскрыть на экспертном уровне. На вебинаре можно дать уникальные знания, поделиться опытом или удобно структурировать информацию, которая есть в открытом доступе, но хранится разрозненно и сложно сформулирована.
Тема найдет отклик, если она будет актуальной, конкретной и обещающей решить проблемы целевой аудитории. Например, тема «Все о детских праздниках» — слишком общая, по ней непонятно, о чем именно будет идти речь. А тема «Как устроить ребенку веселый день рождения зимой» — достаточно конкретная, и в ней отработано возражение родителей о том, что зимой мало возможностей устроить праздник.
Привлекают внимание вебинары, которые проводят в связи с инфоповодами и сезонными событиями. Например, обучающий вебинар перед вступлением в силу нового закона. Или вебинар для предпринимателей о том, что нужно не забыть сделать перед завершением финансового года.
Используйте в формулировке темы вопросительные слова «как», «что», «зачем», «почему», чтобы показать, что вы дадите конкретные ответы: «Как отреставрировать устаревшую мебель», «Почему не стоит клеить обои на кухне и чем их заменить».

Структура
Как и любое публичное выступление, вебинар имеет трехчастную структуру со вступлением, основной частью и заключением. Нужно заинтересовать аудиторию темой, дать информацию и подвести итоги. В обучающем вебинаре можно просто следовать этому плану, не забывая о закреплении материала в конце.
Рассмотрим подробнее структуру продающего вебинара с обучающим элементом.
Введение
- Вызовите довериеВ начале вебинара необходимо представиться аудитории, объяснить, почему вы эксперт в том, о чем рассказываете, и вам можно доверять. Это может быть несколько фраз о должности, опыте, образовании и квалификации, количестве клиентов или охвате аудитории — о том, что важно для вашей темы и зрителей.
- Зацепите вниманиеРасскажите о теме вебинара и ее актуальности. Хорошо работают примеры и статистика. Можно заранее провести опрос в соцсетях и показать на вебинаре, что тему выбрало большинство подписчиков или что многие сталкиваются с какой-то проблемой. Пообещайте решение. Например, многие люди хотели бы петь, но стыдятся, боятся пробовать, не знают, с чего начать. Поэтому на вебинаре вы будете развенчивать мифы о том, что нельзя научиться петь с нуля, расскажете о том, как проходят уроки с новичками и каких они достигают результатов уже после трех занятий.
- Расскажите о структуре и регламентеОбязательно опишите план вебинара и обозначьте время, которое он продлится. Важно соблюдать регламент. Скажите, когда и как можно будет задать вопросы — в чате на протяжении встречи или устно в конце выступления. Если в финале участники получат подарки или раздаточные материалы, скажите об этом в начале — создайте ожидания.
Основная часть
Этот блок нужно разделить на контентную и продающую части.
Контентная часть
Дайте обещанную пользу: советы, лайфхаки, инструкции, варианты решения проблем. Если вы преподаватель, в этой части вебинара можно провести короткий урок, если эксперт — мастер-класс.
Используйте примеры, истории из практики, иллюстрации и юмор.

Продающая часть
Расскажите о продукте, который вы продвигаете, его особенностях и свойствах, которые помогут закрыть боли и возражения аудитории. Если у вас информационный продукт, можно в контентной части продемонстрировать его фрагмент, а в продающей — доказать его уникальность и объяснить, кому он пригодится.
Важно визуализировать пользу от применения продукта — рисовать слушателям картину будущего, в котором они, например, смогут привлечь подписчиков в сообщество или научатся делать красивые укладки.
Продумывая продающую часть вебинара, проверьте, есть ли в ней ответы на вопросы:
- Для кого предназначен продукт?
- Какие проблемы он решает? Какой результат получит покупатель?
- Почему стоит выбрать именно ваш продукт? В чем его преимущества перед конкурентами?
- Какие отзывы на продукт уже есть?
- Почему стоит заказать его прямо сейчас?
Завершение
В конце вебинара сделайте заключительный слайд с ключевыми мыслями и повторите самое главное, что должно остаться в голове слушателей.
- Если эфир короткий, по его завершении ответьте на вопросы участников и призовите их к покупке продукта. Объясните, как они смогут это сделать: перечислите способы оплаты, расскажите, есть ли рассрочка, предложите разные тарифы и поясните разницу между ними.
- Если выступление длинное, лучше разбить его на смысловые блоки и отвечать на вопросы после каждого из них. Так вы удержите внимание слушателей и увеличите шанс, что человек, задавший вопрос, успеет услышать ответ.
Не забудьте сказать об обещанных подарках — как именно участники их получат, как долго действуют промокоды.
Общение после вебинара
После вебинара важно закрепить опыт взаимодействия с аудиторией и подтолкнуть участников к решению о покупке: они могли засомневаться, отвлечься или забыть о решении. В этом помогут:
- Раздаточные материалы и подаркиОтправьте участникам гайды, чек-листы, конспекты и промокоды — то, что обещали в начале вебинара.
- Обратная связьВ этой же рассылке можно попросить участников высказать мнение о мероприятии. Прикрепите небольшую анкету с вопросами о полученной пользе, качестве звука и видео.
- Запись вебинараЕсли вы решили ею поделиться, включите в рассылку тех, кто зарегистрировался, но не присоединился к встрече. Это поможет вернуть их в воронку продаж. Ограничьте время доступа к записи — например, установите срок в две недели.
- Продающие письмаКоротко сформулируйте предложения, которые вы сделали во время трансляции, добавьте ссылки на ваш сайт или лендинг продукта. Призовите адресатов к покупке.
Как провести вебинар
Чтобы вебинар состоялся, нужно заранее позаботиться о площадке, презентации, раздаточных материалах и сборе аудитории.
Подготовка презентации и материалов
Презентация нужна для наглядности: поместите на слайды только главные тезисы и иллюстрации. Придерживайтесь правила: «один слайд — одна мысль».
Размер шрифта и картинок должен быть таким, чтобы вашим зрителям было комфортно читать и рассматривать детали даже с телефона.
Не пытайтесь включить в презентацию все, что вы знаете по теме. Объем информации зависит от ваших целей и тематики вебинара. Как правило, для часового вебинара достаточно 10–15 слайдов. Помните, что презентация должна быть понятной и полезной для целевой аудитории даже без ваших пояснений.

Выбор платформы
Для вебинара нужна платформа с возможностью подключать много участников — обычные сервисы для видеоконференций либо имеют ограничения по количеству пользователей, либо предлагают платные тарифы.
В качестве бесплатной площадки для проведения вебинаров можно использовать VK Видео. У этого сервиса есть функция рассылки уведомлений — напоминаний о трансляции.

Подробнее о том, как создать трансляцию и провести вебинар в VK Видео, можно прочитать в статье.
Сбор участников
Лучше анонсировать вебинар за 7–10 дней до проведения. За это время аудитория не успеет перегореть или передумать.
Расскажите о вебинаре в соцсетях, сделайте анонс на сайте. Если вы хотите пригласить лояльную аудиторию и организовать повторные продажи, сделайте email-рассылку по базе клиентов.
Промопосты и письма должны содержать следующую информацию:
- почему вы решили провести вебинар;
- на кого он рассчитан, кому будет полезен;
- какую пользу вебинар принесет участникам;
- дата и время;
- формат и площадка;
- как попасть на вебинар: как записаться и получить ссылку.
Также для привлечения участников можно использовать лид-формы, собирать через них базу электронных адресов и отправлять по ним приглашения на этот и последующие вебинары.
Продвигать лид-формы удобно с помощью VK Рекламы. Создавайте кампании с настройкой таргетингов по демографии, регионам показа, интересам и ключевым словам, чтобы охватить широкую аудиторию и привлечь новых пользователей.
Отправка приглашений
Напомните зарегистрировавшимся пользователям о вебинаре за три дня, накануне мероприятия и за час до начала. Разошлите письма со ссылкой на эфир.
Для напоминания можно использовать автоматические уведомления — такая функция есть у трансляций VK Видео.
Проведение вебинара
Позаботьтесь о хорошей картинке и звуке:
- Выберите тихое место, где вас не будут отвлекать и нет посторонних шумов.
- Сядьте напротив источника света (лучше естественного, но можно использовать кольцевую лампу, например), чтобы ваше лицо было хорошо освещено.
- Поставьте компьютер так, чтобы камера была примерно на уровне ваших глаз или чуть выше. Если высоты стола не хватает, можно использовать подставку.
- Проследите, чтобы на заднем фоне не было ничего странного. Лучше выбрать однотонную стену.
- Если у вашего компьютера слабые камера и микрофон, лучше купить дополнительные.
- Заранее зарядите всю технику, предусмотрите резервный источник интернета, проверьте, что презентация открывается, а видео и звук работают.
На эфире обращайтесь к аудитории, просите задавать вопросы или голосовать — разбавляйте монолог интерактивными элементами.
Главное
- Вебинар — это видеовстреча, на которой можно поделиться с аудиторией информацией, провести обучение или подогреть интерес к вашему продукту.
- Выбирайте актуальную и конкретную тему, сформулируйте обещание пользы от вебинара.
- Приглашайте на вебинар с помощью промопостов, лид-форм и рассылок. Используйте возможности VK Рекламы, чтобы охватить приглашением широкую аудиторию.
- Для проведения вебинара используйте эфиры на базе VK Видео.
- Соблюдайте структуру и тайминг вебинара, доносите пользу через примеры и пользовательские сценарии, отрабатывайте возражения аудитории. Расскажите, кому и зачем нужен ваш продукт.
- После завершения вебинара поддерживайте связь с аудиторией — соберите обратную связь, отправьте запись трансляции, закрепите интерес продающими письмами.
- Хештеги
вконтакте реклама, вк реклама кабинет, вконтакте рекламный кабинет, рк вконтакте, адс менеджер вк