Целевой рынок — это потенциальные клиенты, люди или компании, объединенные общими характеристиками и интересом к вашему продукту. Выделение целевого рынка будет полезным малому бизнесу, а также всем, кто работает в условиях большой конкуренции или разрозненной аудитории.
Какие задачи решает определение целевого рынка
Выявление границ целевого рынка позволяет разработать оптимальную бизнес-стратегию. В частности:
- Сосредоточиться только на перспективных клиентах и повысить эффективность маркетинговой активности.
- Лучше понять потребности аудитории и усовершенствовать продукт так, чтобы он попадал точно в цель.
- Определить наиболее подходящие каналы коммуникации: социальные сети, прямой маркетинг, СМИ, таргетинговая реклама.
- Создать привлекательную для целевой аудитории упаковку, рекламное объявление, выбрать подходящий Tone of Voice.
- Провести анализ конкурентов, определить их сильные и слабые стороны, разработать конкурентные преимущества и стратегии для своего продукта.
- Правильно распределить бюджет и время, сосредоточиться на развитии наиболее востребованного продукта.
- Найти ниши, не занятые конкурентами.
Какие бывают виды целевых рынков
По уровню заинтересованности в продукте выделяют первичный и вторичный рынок. Первичный состоит из потребителей, наиболее заинтересованных в предлагаемом продукте или услуге. Аудитория этого рынка большая, сама инициирует покупки и приносит компании основной доход.
Вторичный рынок отличается малыми размерами, потребители меньше вовлечены в покупку продукта. Сюда включают тех, кто может влиять на первичный рынок, совершить покупку спонтанно или в отдаленном будущем.
Инструкция по выявлению целевого рынка
Выбор целевого сегмента состоит из нескольких этапов.
1. Анализ продукта и тенденций рынка
Подумайте о своём продукте с точки зрения конечного потребителя. Какие потребности он закрывает, решает ли трудности клиента и за счет чего это происходит? Кому наиболее выгоден ваш продукт? Напишите список его преимуществ и недостатков.
Дополнительно проанализируйте тенденции рынка. Для этого ответьте на несколько вопросов:
- Какие темпы и динамика роста наблюдаются на рынке в реальном времени?
- Какие варианты увеличения целевой аудитории сможет применить компания?
- Куда движется рынок в отношении трендов и потребностей клиентов, инноваций?
Отслеживать изменения рынка можно с помощью отраслевых публикаций и мероприятий, открытой аналитики, наблюдения за конкурентами.
2. Сбор информации о потребителях
Узнайте больше информации о клиентах, их потребностях, предпочтениях и поведении. Выясните, насколько аудитория удовлетворена продуктом, почему совершает первую и вторую покупку, или что препятствует покупке.
Помогут такие методы исследования, как глубинные интервью, опросы покупателей или подписчиков в соцсетях, на сайте компании, в чат-ботах.
3. Анализ конкурентов
Анализ целевого рынка невозможен без сведений о конкурентах. Нужно выяснить, как и кому другие компании продают свой продукт. Допустим, один из конкурентов может продавать через чат-боты, а другой использует таргетированную рекламу, может различаться позиционирование. Всё это важно учитывать при разработке собственной стратегии.
- Оцените уровень конкуренции в вашей отрасли в целом: количество компаний, новые продукты.
- Выделите крупных конкурентов: российских и зарубежных. Проанализируйте их целевую аудиторию, каналы продаж.
- Соберите список самых продаваемых продуктов этих компаний. Сравните их со своими предложениями.
- Внимательно изучите услуги, которые предлагают компании. Бесплатная доставка, оформление документов, гарантии — это помогает отстроиться при составлении своего предложения.
- Проанализируйте ценовую политику и спецпредложения: акции, скидки, распродажи, карты лояльности.
- Изучите сайты и социальные сети: верстку, дизайн,Tone of Voice, скорость обработки сообщений, удобство.
- Выясните, по каким поисковым запросам продвигаются конкуренты. Это можно сделать с помощью seo-сервисов.
В процессе исследования выделите их сильные и слабые стороны. Совместите эти данные с тем, что узнали на первых этапах изучения рынка. Подробнее в статье «Как провести анализ конкурентов».
4. Сегментирование целевой аудитории
Рынок неоднороден, поэтому нужно разделить потенциальных покупателей на группы по ряду критериев. Такой подход позволяет получить более точное представление о том, кому и как рекламировать продукт. Критерии:
Географический
Характеристики города, региона или страны, в которых вы будете продвигать свой продукт или услугу. Учитывают климат, плотность и численность населения, расположение целевого рынка.
Демографический
Определение границ рынка по возрасту аудитории, размеру дохода, занятости, семейному положению, национальным особенностям, образованию.
Поведенческий
К поведенческим характеристикам рынка относятся: причина покупки, интервал между покупками, среднее количество покупок в заданный период, предпочитаемые информационные источники. Кроме того, учитывают скорость совершения покупки, способ и место оформления заказа, тип доставки и оплаты.
Психографический
Определение характера покупателя и стиля жизни: семейное положение, увлечения, предпочтительные источники информации, используемая техника, представление о желаемом образе жизни.
Подробнее рассказываем в статье «Как провести RFM-анализ и сегментировать клиентов».
5. Формирование УТП и разработка стратегии
На основе проведенного исследования необходимо создать уникальное торговое предложение, которое будет выделять вас на фоне конкурентов. Варианты УТП тестируют в фокус-группах с помощью опросов.
На основе выбранного УТП создают маркетинговую стратегию. Есть несколько возможных вариантов:
- Фокусировка усилий на одном сегменте рынка. Подходит для ниш с узкой специализацией или дорогостоящим продуктом. Представители такого сегмента отличаются нестандартной моделью покупки и потребления. Такая стратегия позволяет достичь конкурентного преимущества за счет высокой концентрации на потребностях конечного пользователя. Подходит для старта нового бизнеса. Пример — продажа товаров только для кудрявых людей на рынке средств для ухода за волосами.
- Полный охват рынка. Предложение разных товаров разным сегментам целевого рынка. Подходит для крупных компаний, расширяющих свой ассортимент. Не рекомендуется использовать эту стратегию при низкой узнаваемости бренда.
- Товарная. Компания концентрирует усилия на выпуске одного товара для всех сформированных сегментов. Чаще используется в продвижении товаров первой необходимости. Основное условие — целевые аудитории со схожими характеристиками и моделями потребления.
- Фокусировка на несколько сегментов. Стратегия предполагает выбор основного сегмента и одного или нескольких дополнительных. Продукты для разных групп могут дополнять друг друга, а могут не пересекаться. В основной сегмент вкладывается большая часть ресурсов. Такой подход требует больше средств для рекламы и иногда провоцирует конфликт интересов между выбранными направлениями. Однако, несмотря на минусы, эта стратегия позволяет снизить долгосрочные риски компании.

Основные ошибки в процессе определения рынка
- Работа с устаревшей, неподходящей информацией или данными только по конкурентам.
Исследования должны быть новыми и именно для вашего рынка. Допустим, если предприятие планирует выход на российский рынок, то подсчеты для европейских компаний не подойдут. Данные конкурентов могут быть преувеличены. - Дробление рынка на слишком маленькие сегменты. Это усложняет приведение товара в усредненный вид.
- Оценка аудиторий только по общим признакам, например полу или географии, без учета покупательной способности. Один из сегментов может быть не заинтересован в продукте и лучше знать это, чтобы правильно расставить приоритеты.
- Игнорирование поведенческих особенностей. Если не учесть поведение целевых групп при совершении покупки, работа маркетолога будет неэффективной.
- Неучёт изменчивости рынка. Если не учитывать тенденции развития рынка, выбранная стратегия окажется неактуальной.
Главное
- Целевой рынок — это группы потребителей, которым может быть потенциально интересен ваш продукт или услуга. Знание рынка помогает в формировании маркетинговой стратегии. Узнать больше вам поможет запись вебинара «Как найти аудиторию на проектах VK».
- Целевой рынок бывает первичный и вторичный. Основную прибыль компании приносит первичный.
- Если целевой рынок большой, его сегментируют — выделяют целевой сегмент. В этом помогает: сбор информации по потребителям, анализ конкурентов, анализ емкости и тенденций рынка.
- Основные ошибки при определении целевого рынка: работа с устаревшей информацией, мелкое дробление аудитории, неучет особенностей покупательского поведения и игнорирование изменений рынка.