Что такое медиа

Рассмотрим разные виды медиа, включая новые форматы, и расскажем, какие задачи бизнеса они помогают решать

Читать 6 мин
Что такое медиа - Статьи по VK Рекламе

Понятие «медиа» включает в себя огромное количество процессов и явлений. Они стали неотъемлемой частью маркетинга: компании используют массмедиа для самопрезентации, запускают собственные медиа, чтобы приносить пользу клиентам, сотрудничают с медийными личностями, которые становятся представителями бренда.

Что такое медиа

Медиа — это комплекс различных каналов и средств массовой информации. Через них компания передает аудитории сообщения в разных форматах: в текстах, видео, аудио, различной графике.

Понятие медиа разработали экономист Гарольд Иннис и философ Маршалл Маклюэн. Под медиа они понимали информационно-коммуникационное пространство, которое, скорее, развлекает, чем информирует человека. Однако с расширением и развитием современных направлений медиа его функции расширились. Фактически человек живет в медийном пространстве: потребляет информацию, обучается, проводит досуг, общается. Предприниматели же продвигают компанию и продукты, формируют образ бренда в глазах общественности. Черты современных медиа:

  • ДецентрализацияИнформация поступает из разных каналов, часто одновременно.
  • Увеличение пропускной способностиВысокую проводимость информации обеспечивают мобильные сети нового поколения, широкополосные каналы связи и оптоволоконные сети, облачные сервисы и центры обработки данных.
  • ИнтерактивностьЧеловек решает самостоятельно, какую информацию потреблять и как именно.
  • Гибкость и открытостьМедиаплатформы могут быстро адаптироваться к разным форматам и устройствам. Открытый характер информационной среды позволяет пользователям участвовать в создании и распространении контента.

Основные виды

Рассмотрим виды медиа, которые различаются по разным критериям: техническим особенностям, направленности, охвату, способу коммуникации.

Директ-медиа

К ним относятся все, что включено в интернет-коммуникации и позволяет устанавливать контакт. Например, электронная почта, рассылки по СМС и в мессенджерах. К их технологическим средствам относят смартфоны, планшеты, ПК — то, что позволяет пользователю быть на связи регулярно.

Массмедиа

Массмедиа, или средства массовой информации, — все, что способствует передаче большого объема сведений в разных форматах. Информация передается через периодику, ТВ, радио, компьютеры. Продукты массмедиа могут быть:

  • печатными — газеты, журналы;
  • визуальными — фото, изображения; 
  • аудиальными — подкасты, радиовещание;
  • аудиовизуальными — видеоролики, передачи, прямые трансляции.

Последние сегодня наиболее распространены — они помогают доносить информацию комплексно и активно воздействуют на сознание пользователей.

Социальные медиа

Инструменты, с помощью которых бренды выстраивают коммуникацию с аудиторией, транслируют собственные ценности, выполняют свою миссию, помогают клиентам. В числе медиа:

  • соцсети;
  • блоги на разных площадках;
  • корпоративные СМИ.

Бренд не только предоставляет информацию, но и ведет диалог с аудиторией: побуждает оставлять реакции и комментарии, общаться, упоминать бренд на личных страницах.

Мультимедиа

Это вид медиа, при котором информация передается несколькими способами одновременно. Пользователь видит динамичную графику и текст, слышит звуковую дорожку. Мультимедиа предлагает много возможностей для передачи информации от компании аудитории.

Медийная реклама

Это способ продвижения продукта, который предполагает публикацию рекламных материалов на разных носителях и в разных каналах. Медиарекламу внедряют в несколько этапов:

  • исследование аудитории;
  • разработка сценариев контакта с ЦА через медиа;
  • медиапланирование — выбор видов и каналов;
  • запуск кампании;
  • анализ рекламных метрик — охватов, показов, кликов, узнаваемости.

Медиамаркетинг

Продвижение компании средствами СМИ. В данном случае бренды не просто рекламируют продукт, а организуют и поддерживают коммуникацию с аудиторией.

Контент-маркетинг

Здесь речь идёт о создании контента: полезного, экспертного, развлекательного, продающего и другого. Этот процесс связан с медиарекламой и медиамаркетингом и требует стратегического планирования.

Функции медиа

Компаниям медиа помогают следить за происходящими в мире событиями и тенденциями, изучать рынок и конкурентов, отслеживать реакцию аудитории как на предложение бренда, так и на всю деятельность бизнеса. Они формируют общественное мнение, передают разные сообщения, развлекают аудиторию.

Функции медиа объединяют в несколько групп:

  • Коммуникативная. Медиа создает среду для взаимодействия бизнеса и клиентов.
  • Организационная. Медиа позволяют запускать разные активности: рекламные кампании, информационные и развлекательные проекты.
  • Просветительская. С помощью медиа компании повышают осведомленность и образованность пользователей. Для этого публикуют полезные материалы, запускают онлайн-курсы, проводят видеоконференции и вебинары.
  • Справочная. Медиа позволяют пользователям быстро находить ответы на вопросы.
  • Идеологическая. С помощью медиа организации формируют определенные ценности.
  • Рекреативная. Речь идет о развлечении клиентов: размещении художественного, юмористического и другого контента, организации онлайн-досуга, например, видеоигр.
  • Интегративная. Медиа помогает примирять разные культуры, знакомить пользователей с ними.

Новые форматы

Современные форматы медиа связаны с развитием интернет-технологий и разных сегментов рынка. Рассмотрим форматы, которые активно использует бизнес.

Интернет-СМИ. Это онлайн-издания, которые компании выпускают на собственных сайтах или корпоративных площадках. Такие ресурсы регулярно обновляются: выходят новые материалы, а пользователи быстро распространяют их и реагируют на содержание публикаций.

Социальные сети. Медиа для общения, передачи информации, проведения досуга, а также обучения и отслеживания новостей. Сюда относят как крупные проекты вроде ВКонтакте, так и микроблоги, видеохостинги и другие специализированные площадки. Компаниям и инфлюенсерам доступны инструменты продвижения, например, VK Реклама.

Связь с клиентами
В сообществе VK Реклама специалисты публикуют разный контент, поддерживают связь с клиентами

Есть особое коммуникационное пространство, объединяющее блогеров и их аудитории, — блогосфера. Если ранее блоги представляли собой отдельные ресурсы или создавались на площадках с ограниченными техническими возможностями, то сейчас блогеры развивают свои аккаунты в соцсетях. Это помогает им публиковать разный контент и вовлекать аудиторию в разные типы взаимодействий.

Подкастинг. Это способ размещения материалов, чаще — в формате аудиотрека. Подкасты размещаются на специализированных платформах и сервисах, откуда пользователи могут слушать их в любое время или загружать для офлайн-прослушивания.

Подкасты в сообществе
ВКонтакте можно публиковать подкасты в сообществе

Онлайн-кинотеатры. Это сервисы, которые позволяют просматривать фильмы в высоком разрешении, получать рекомендации в соответствии со своими предпочтениями, формировать рейтинг киноленты. Есть мобильные и десктопные версии. В онлайн-кинотеатрах зачастую публикуют рекламу: например, в боковых панелях площадки или внутри видео.

Игровые сообщества. Сетевые многопользовательские игры стали не только пространством для прохождения миссий, но и для общения, торговли игровыми артефактами. По сути, это саморегулирующееся сообщество, которое «живет» так, как решают сами пользователи. В таких сообществах продвигаются компании, продукция которых соответствует интересам посетителей игровых сервисов. Например, это видеохостинги, производители игровых компьютеров или геймерских кресел.

Значение для бизнеса

Медиа помогают бизнесу решать множество задач:

  • продвигать компанию или продукт;
  • транслировать свои ценности;
  • укреплять репутацию;
  • увеличивать узнаваемость;
  • формировать лояльное комьюнити вокруг бренда;
  • продавать товары и услуги;
  • оказывать услуги, например, консультировать клиентов онлайн, проводить обучение;
  • искать партнеров.

Главное — отталкиваться от целей бизнеса, грамотно выбирать формат медиа, и присутствовать в информационном пространстве регулярно.

Подводим итоги

  • Медиа — это разные средства массовой информации и форматы ее передачи.
  • Медиа информирует общественность о событиях и явлениях, формирует общественное мнение, помогает обучаться, проводить досуг и развивать бизнес.
  • Компании используют медиа, чтобы рассказывать о себе, формировать репутацию, доносить свои ценности, привлекать клиентов, продвигать и продавать продукт.
  • Изначально медиа делили на печатные и электронные. С развитием интернет-технологий стали появляться новые форматы: онлайн-СМИ, соцсети, подкасты, онлайн-кинотеатры, игровые платформы.
Все возможности VK Рекламы доступны в кабинете
В кабинет