Понятие «медиа» включает в себя огромное количество процессов и явлений. Они стали неотъемлемой частью маркетинга: компании используют массмедиа для самопрезентации, запускают собственные медиа, чтобы приносить пользу клиентам, сотрудничают с медийными личностями, которые становятся представителями бренда.
Что такое медиа
Медиа — это комплекс различных каналов и средств массовой информации. Через них компания передает аудитории сообщения в разных форматах: в текстах, видео, аудио, различной графике.
Понятие медиа разработали экономист Гарольд Иннис и философ Маршалл Маклюэн. Под медиа они понимали информационно-коммуникационное пространство, которое, скорее, развлекает, чем информирует человека. Однако с расширением и развитием современных направлений медиа его функции расширились. Фактически человек живет в медийном пространстве: потребляет информацию, обучается, проводит досуг, общается. Предприниматели же продвигают компанию и продукты, формируют образ бренда в глазах общественности. Черты современных медиа:
- ДецентрализацияИнформация поступает из разных каналов, часто одновременно.
- Увеличение пропускной способностиВысокую проводимость информации обеспечивают мобильные сети нового поколения, широкополосные каналы связи и оптоволоконные сети, облачные сервисы и центры обработки данных.
- ИнтерактивностьЧеловек решает самостоятельно, какую информацию потреблять и как именно.
- Гибкость и открытостьМедиаплатформы могут быстро адаптироваться к разным форматам и устройствам. Открытый характер информационной среды позволяет пользователям участвовать в создании и распространении контента.
Основные виды
Рассмотрим виды медиа, которые различаются по разным критериям: техническим особенностям, направленности, охвату, способу коммуникации.
Директ-медиа
К ним относятся все, что включено в интернет-коммуникации и позволяет устанавливать контакт. Например, электронная почта, рассылки по СМС и в мессенджерах. К их технологическим средствам относят смартфоны, планшеты, ПК — то, что позволяет пользователю быть на связи регулярно.
Массмедиа
Массмедиа, или средства массовой информации, — все, что способствует передаче большого объема сведений в разных форматах. Информация передается через периодику, ТВ, радио, компьютеры. Продукты массмедиа могут быть:
- печатными — газеты, журналы;
- визуальными — фото, изображения;
- аудиальными — подкасты, радиовещание;
- аудиовизуальными — видеоролики, передачи, прямые трансляции.
Последние сегодня наиболее распространены — они помогают доносить информацию комплексно и активно воздействуют на сознание пользователей.
Социальные медиа
Инструменты, с помощью которых бренды выстраивают коммуникацию с аудиторией, транслируют собственные ценности, выполняют свою миссию, помогают клиентам. В числе медиа:
- соцсети;
- блоги на разных площадках;
- корпоративные СМИ.
Бренд не только предоставляет информацию, но и ведет диалог с аудиторией: побуждает оставлять реакции и комментарии, общаться, упоминать бренд на личных страницах.
Мультимедиа
Это вид медиа, при котором информация передается несколькими способами одновременно. Пользователь видит динамичную графику и текст, слышит звуковую дорожку. Мультимедиа предлагает много возможностей для передачи информации от компании аудитории.
Медийная реклама
Это способ продвижения продукта, который предполагает публикацию рекламных материалов на разных носителях и в разных каналах. Медиарекламу внедряют в несколько этапов:
- исследование аудитории;
- разработка сценариев контакта с ЦА через медиа;
- медиапланирование — выбор видов и каналов;
- запуск кампании;
- анализ рекламных метрик — охватов, показов, кликов, узнаваемости.
Медиамаркетинг
Продвижение компании средствами СМИ. В данном случае бренды не просто рекламируют продукт, а организуют и поддерживают коммуникацию с аудиторией.
Контент-маркетинг
Здесь речь идёт о создании контента: полезного, экспертного, развлекательного, продающего и другого. Этот процесс связан с медиарекламой и медиамаркетингом и требует стратегического планирования.
Функции медиа
Компаниям медиа помогают следить за происходящими в мире событиями и тенденциями, изучать рынок и конкурентов, отслеживать реакцию аудитории как на предложение бренда, так и на всю деятельность бизнеса. Они формируют общественное мнение, передают разные сообщения, развлекают аудиторию.
Функции медиа объединяют в несколько групп:
- Коммуникативная. Медиа создает среду для взаимодействия бизнеса и клиентов.
- Организационная. Медиа позволяют запускать разные активности: рекламные кампании, информационные и развлекательные проекты.
- Просветительская. С помощью медиа компании повышают осведомленность и образованность пользователей. Для этого публикуют полезные материалы, запускают онлайн-курсы, проводят видеоконференции и вебинары.
- Справочная. Медиа позволяют пользователям быстро находить ответы на вопросы.
- Идеологическая. С помощью медиа организации формируют определенные ценности.
- Рекреативная. Речь идет о развлечении клиентов: размещении художественного, юмористического и другого контента, организации онлайн-досуга, например, видеоигр.
- Интегративная. Медиа помогает примирять разные культуры, знакомить пользователей с ними.
Новые форматы
Современные форматы медиа связаны с развитием интернет-технологий и разных сегментов рынка. Рассмотрим форматы, которые активно использует бизнес.
Интернет-СМИ. Это онлайн-издания, которые компании выпускают на собственных сайтах или корпоративных площадках. Такие ресурсы регулярно обновляются: выходят новые материалы, а пользователи быстро распространяют их и реагируют на содержание публикаций.
Социальные сети. Медиа для общения, передачи информации, проведения досуга, а также обучения и отслеживания новостей. Сюда относят как крупные проекты вроде ВКонтакте, так и микроблоги, видеохостинги и другие специализированные площадки. Компаниям и инфлюенсерам доступны инструменты продвижения, например, VK Реклама.

Есть особое коммуникационное пространство, объединяющее блогеров и их аудитории, — блогосфера. Если ранее блоги представляли собой отдельные ресурсы или создавались на площадках с ограниченными техническими возможностями, то сейчас блогеры развивают свои аккаунты в соцсетях. Это помогает им публиковать разный контент и вовлекать аудиторию в разные типы взаимодействий.
Подкастинг. Это способ размещения материалов, чаще — в формате аудиотрека. Подкасты размещаются на специализированных платформах и сервисах, откуда пользователи могут слушать их в любое время или загружать для офлайн-прослушивания.

Онлайн-кинотеатры. Это сервисы, которые позволяют просматривать фильмы в высоком разрешении, получать рекомендации в соответствии со своими предпочтениями, формировать рейтинг киноленты. Есть мобильные и десктопные версии. В онлайн-кинотеатрах зачастую публикуют рекламу: например, в боковых панелях площадки или внутри видео.
Игровые сообщества. Сетевые многопользовательские игры стали не только пространством для прохождения миссий, но и для общения, торговли игровыми артефактами. По сути, это саморегулирующееся сообщество, которое «живет» так, как решают сами пользователи. В таких сообществах продвигаются компании, продукция которых соответствует интересам посетителей игровых сервисов. Например, это видеохостинги, производители игровых компьютеров или геймерских кресел.
Значение для бизнеса
Медиа помогают бизнесу решать множество задач:
- продвигать компанию или продукт;
- транслировать свои ценности;
- укреплять репутацию;
- увеличивать узнаваемость;
- формировать лояльное комьюнити вокруг бренда;
- продавать товары и услуги;
- оказывать услуги, например, консультировать клиентов онлайн, проводить обучение;
- искать партнеров.
Главное — отталкиваться от целей бизнеса, грамотно выбирать формат медиа, и присутствовать в информационном пространстве регулярно.
Подводим итоги
- Медиа — это разные средства массовой информации и форматы ее передачи.
- Медиа информирует общественность о событиях и явлениях, формирует общественное мнение, помогает обучаться, проводить досуг и развивать бизнес.
- Компании используют медиа, чтобы рассказывать о себе, формировать репутацию, доносить свои ценности, привлекать клиентов, продвигать и продавать продукт.
- Изначально медиа делили на печатные и электронные. С развитием интернет-технологий стали появляться новые форматы: онлайн-СМИ, соцсети, подкасты, онлайн-кинотеатры, игровые платформы.