Емкость рынка — это максимальный объем товаров или услуг, который можно продать на определенном рынке в конкретный период времени. Оценив данный фактор, можно прогнозировать объем продаж и определять перспективы компании. Подробности — в статье.
Зачем нужна оценка емкости рынка
Показатель помогает оценить перспективы бизнеса при выходе на рынок, вычислить вероятную прибыль и расходы на маркетинг. Емкость рынка оценивают, когда нужно:
- понять, стоит ли запускать новое направление;
- определиться со стратегией;
- привлечь инвестиции;
- рассчитать объем производства;
- сформировать эффективное ценностное предложение.
Емкость оценивают перед открытием бизнеса, а затем — ежегодно или ежеквартально, в зависимости от ситуации на рынке. Регулярная оценка нужна в том числе для проверки конкурентоспособности. Например, при спадах продаж. Если емкость осталась прежней, а продукт стал хуже продаваться, — компания уступает конкурентам.
Виды емкостей

Допустим, вы решили предоставлять ремонтные услуги отопительного оборудования в своем городе. Потенциальная емкость в этом случае — все владельцы частных домов с установленным оборудованием. Фактическая — те, кто уже обращался к мастерам по ремонту. Доступная — жители города, которые смогут приобрести услугу. Доступная емкость всегда в разы ниже потенциальной, поэтому при разработке стратегии важно определять все три показателя.
В чем измеряется емкость рынка
Показатель можно рассчитывать в трех вариантах:
- численность покупателей;
- объем товаров или услуг;
- потенциальная выручка.
Какие факторы нужно учитывать при расчете
В зависимости от специфики бизнеса нужно принимать во внимание побочные условия. Всего можно выделить шесть таких факторов:
- 1Колебания спросаСезонному бизнесу важно учитывать период максимальной активности при расчете показателя. Например, при продаже солнцезащитных средств емкость будет разной летом и зимой.
- 2Характеристики регионаНапример, в городах с большим частным сектором будет выше спрос на ремонт отопительных котлов.
- 3Специфика продуктаНа показатель будет также влиять размер целевой аудитории, заинтересованной в товаре с заявленными характеристиками.
- 4Покупательская способность аудиторииПри снижении доходов населения сократится и спрос на часть продуктов.
- 5Непредсказуемые события Например, изменение политической обстановки или природные форс-мажоры.
- 6Активность конкурентовДействия других компаний в вашей нише — новые предложения, акции, изменения ценовой политики — могут существенно влиять на спрос.
Какие данные нужны для расчета
В таблице — универсальный перечень критериев для подсчета емкости.

Где собирать информацию для оценки
Есть несколько источников для сбора данных:
- открытая государственная статистика по отрасли;
- отчетность компаний из вашей отрасли о производстве, дистрибуции, продажах;
- статистические исследования, например, СберИндекс, Tinkoff Data;
- обратная связь от потенциальных и существующих клиентов (уровень потребления, средний чек, заинтересованность в бренде);
- нормативные документы с усредненными метриками по потреблению продукции, например, нормы Минздрава или данные Росстата;
- статистика запросов в поисковых системах — этот показатель не отражает емкость, но говорит об интересе аудитории к продукту.

Как рассчитать емкость рынка
Есть три метода:
- Снизу вверхРасчет идет от «малого к большому»: берется средний показатель (например, объем покупки на одного клиента) и умножается на количество потенциальных клиентов.
- Сверху внизРасчет ведут от «большого к малому»: берут общий объем рынка (например, данные отраслевой статистики) и определяют долю, на которую может претендовать компания.
- По существующим реальным продажамРасчет строится на фактических данных компании: анализируется текущий объем продаж, средний чек, количество клиентов и динамика повторных покупок. На основе этих показателей прогнозируется рост, учитываются сезонные колебания и планы по расширению клиентской базы или продуктовой линейки. Такой подход позволяет опираться на реальные результаты и дает наиболее практичное понимание будущих продаж.
Ниже рассказываем про каждый из этих методов более детально.
Принцип «снизу-вверх»
Конкретнее — по объему потребления на человека. Маркетологу необходимо понимать целевую аудиторию, нишу и сегмент, в котором продается продукт.
- 1Формула для расчета емкости в аудитории

Допустим, компания производит средства для ухода за проблемными волосами в премиальном сегменте. В этом случае для расчета понадобятся следующие данные:
- Состав и размер целевой аудитории в интересующем регионе. Для примера возьмем трудоспособных женщин 20–60 лет. Предположим, что в регионе реализации это 10 млн человек.
- Количество активных потребителей. Работающие женщины. В интересующем регионе они составляют 8 млн человек.
- Далее необходимо сузить аудиторию до сегмента с подходящим доходом и тех, кто уже использует такой продукт. Допустим, это 80% и 15% женщин.
- Частоту использования и покупки средства. Представим, что количество покупок составляет 6 в год.
- Средняя цена упаковки. Например, 1000 рублей.
Сначала рассчитаем потенциальную, фактическую и доступную емкости по формуле, указанной выше.

Исходя из полученных данных можно рассчитать показатель в натуральном выражении.
- 2Формула для расчета в единицах продукта


Теперь можно вычислить емкость в денежном выражении.
- 3Формула для расчета в денежном выражении


Принцип «сверху-вниз»
Этот метод основан на анализе открытых данных по рынку. Их могут предоставлять сами компании или аналитические агентства.
Что нужно учитывать при подсчете:
- объем и структуру рынка;
- динамику спроса и прогнозы;
- долю региона на рынке.
Для получения результата нужно суммировать продажи всех конкурентов. Если нет информации по всем игрокам, исследуют только крупных представителей.
Если у вас несколько сегментов аудитории или товаров, то лучше рассчитать емкость по отдельности для каждого из них. Методы можно совмещать для перепроверки данных. Например, использовать два первых способа расчета, а затем сравнить данные в таблице. Если они сильно расходятся, нужно вычислить среднее значение или использовать другие исходные данные.
По существующим реальным продажам
Этот метод используют исследовательские агентства. Они получают информацию о реализации отдельных категорий и товаров у крупных лидеров рынка. Данные для анализа продаж берутся из чеков покупателей. Полученную статистику можно экстраполировать на всю территорию страны.
Такой метод позволяет выявить, какое количество товара и по какой цене продано за конкретный период. Минус — не получится вычленить отдельную целевую аудиторию. Из-за того что данных нет в открытом доступе, проанализировать емкость самостоятельно нельзя — только на заказ.
Подводим итоги
- Емкость рынка — расчет, необходимый для оценки перспектив бизнеса и выбора правильной стратегии.
- В некоторых случаях объем рынка — это показатель фактической емкости.
- Показатель рассчитывают регулярно: раз в год, полгода или ежеквартально, исходя из специфики бизнеса.
- Для расчета понадобятся количество фактических и вероятных потребителей, частота потребления, средняя цена, объем упаковки.
- Информацию для расчетов берут из открытых источников, опросов, собственных показателей, исследований и официальных норм потребления продукта.