Что такое емкость рынка

Рассказываем, как и зачем оценивать емкость рынка, в чем ее можно измерять и какие данные пригодятся для анализа. Опишем виды емкостей рынка и способы сбора информации для исследования.

Читать 5 мин
Что такое емкость рынка – Статьи по VK Рекламе

Емкость рынка — это максимальный объем товаров или услуг, который можно продать на определенном рынке в конкретный период времени. Оценив данный фактор, можно прогнозировать объем продаж и определять перспективы компании. Подробности — в статье.

Зачем нужна оценка емкости рынка

Показатель помогает оценить перспективы бизнеса при выходе на рынок, вычислить вероятную прибыль и расходы на маркетинг. Емкость рынка оценивают, когда нужно:

  • понять, стоит ли запускать новое направление;
  • определиться со стратегией;
  • привлечь инвестиции;
  • рассчитать объем производства;
  • сформировать эффективное ценностное предложение. 

Емкость оценивают перед открытием бизнеса, а затем — ежегодно или ежеквартально, в зависимости от ситуации на рынке. Регулярная оценка нужна в том числе для проверки конкурентоспособности. Например, при спадах продаж. Если  емкость осталась прежней, а продукт стал хуже продаваться, — компания уступает конкурентам.

Виды емкостей

Виды емкости

Допустим, вы решили предоставлять ремонтные услуги отопительного оборудования в своем городе. Потенциальная емкость в этом случае — все владельцы частных домов с установленным оборудованием. Фактическая — те, кто уже обращался к мастерам по ремонту. Доступная — жители города, которые смогут приобрести услугу. Доступная емкость всегда в разы ниже потенциальной, поэтому при разработке стратегии важно определять все три показателя. 

В чем измеряется емкость рынка

Показатель можно рассчитывать в трех вариантах:

  • численность покупателей;
  • объем товаров или услуг;
  • потенциальная выручка. 

Какие факторы нужно учитывать при расчете

В зависимости от специфики бизнеса нужно принимать во внимание побочные условия. Всего можно выделить шесть таких факторов:

  • 1
    Колебания спросаСезонному бизнесу важно учитывать период максимальной активности при расчете показателя. Например, при продаже солнцезащитных средств емкость будет разной летом и зимой.
  • 2
    Характеристики регионаНапример, в городах с большим частным сектором будет выше спрос на ремонт отопительных котлов.
  • 3
    Специфика продуктаНа показатель будет также влиять размер целевой аудитории, заинтересованной в товаре с заявленными характеристиками.
  • 4
    Покупательская способность аудиторииПри снижении доходов населения сократится и спрос на часть продуктов.
  • 5
    Непредсказуемые события Например, изменение политической обстановки или природные форс-мажоры.
  • 6
    Активность конкурентовДействия других компаний в вашей нише — новые предложения, акции, изменения ценовой политики — могут существенно влиять на спрос.

Какие данные нужны для расчета

В таблице — универсальный перечень критериев для подсчета емкости. 

Критерии для подсчета емкости

Где собирать информацию для оценки

Есть несколько источников для сбора данных:

  • открытая государственная статистика по отрасли;
  • отчетность компаний из вашей отрасли о производстве, дистрибуции, продажах;
  • статистические исследования, например, СберИндекс, Tinkoff Data;
  • обратная связь от потенциальных и существующих клиентов (уровень потребления, средний чек, заинтересованность в бренде);
  • нормативные документы с усредненными метриками по потреблению продукции, например, нормы Минздрава или данные Росстата;
  • статистика запросов в поисковых системах — этот показатель не отражает емкость, но говорит об интересе аудитории к продукту.
Потребительская и производственная статистика
Росстат публикует производственную и потребительскую статистику

Как рассчитать емкость рынка

Есть три метода:

  • Снизу вверхРасчет идет от «малого к большому»: берется средний показатель (например, объем покупки на одного клиента) и умножается на количество потенциальных клиентов.
  • Сверху внизРасчет ведут от «большого к малому»: берут общий объем рынка (например, данные отраслевой статистики) и определяют долю, на которую может претендовать компания.
  • По существующим реальным продажамРасчет строится на фактических данных компании: анализируется текущий объем продаж, средний чек, количество клиентов и динамика повторных покупок. На основе этих показателей прогнозируется рост, учитываются сезонные колебания и планы по расширению клиентской базы или продуктовой линейки. Такой подход позволяет опираться на реальные результаты и дает наиболее практичное понимание будущих продаж.

Ниже рассказываем про каждый из этих методов более детально.

Принцип «‎снизу-вверх»

Конкретнее — по объему потребления на человека. Маркетологу необходимо понимать целевую аудиторию, нишу и сегмент, в котором продается продукт. 

  • 1
    Формула для расчета емкости в аудитории
Формула для расчета емкости рынка в аудитории

Допустим, компания производит средства для ухода за проблемными волосами в премиальном сегменте. В этом случае для расчета понадобятся следующие данные:

  • Состав и размер целевой аудитории в интересующем регионе. Для примера возьмем трудоспособных женщин 20–60 лет. Предположим, что в регионе реализации это 10 млн человек. 
  • Количество активных потребителей. Работающие женщины. В интересующем регионе они составляют 8 млн человек.
  • Далее необходимо сузить аудиторию до сегмента с подходящим доходом и тех, кто уже использует такой продукт. Допустим, это 80% и 15% женщин. 
  • Частоту использования и покупки средства. Представим, что количество покупок составляет 6 в год.
  • Средняя цена упаковки. Например, 1000 рублей. 

Сначала рассчитаем потенциальную, фактическую и доступную емкости по формуле, указанной выше.

Потенциальная, фактическая и доступная емкости

Исходя из полученных данных можно рассчитать показатель в натуральном выражении.

  • 2
    Формула для расчета в единицах продукта
Формула для расчета ёмкости рынка в единицах продукта
Потенциальная, фактическая и доступная емкости

Теперь можно вычислить емкость в денежном выражении. 

  • 3
    Формула для расчета в денежном выражении
Формула для расчета ёмкости рынка в денежном выражении
Потенциальная, фактическая и доступная емкости

Принцип «сверху-вниз»

Этот метод основан на анализе открытых данных по рынку. Их могут предоставлять сами компании или аналитические агентства. 

Что нужно учитывать при подсчете:

  • объем и структуру рынка;
  • динамику спроса и прогнозы;
  • долю региона на рынке. 

Для получения результата нужно суммировать продажи всех конкурентов. Если нет информации по всем игрокам, исследуют только крупных представителей. 

Если у вас несколько сегментов аудитории или товаров, то лучше рассчитать емкость по отдельности для каждого из них. Методы можно совмещать для перепроверки данных. Например, использовать два первых способа расчета, а затем сравнить данные в таблице. Если они сильно расходятся, нужно вычислить среднее значение или использовать другие исходные данные.

По существующим реальным продажам

Этот метод используют исследовательские агентства. Они получают информацию о реализации отдельных категорий и товаров у крупных лидеров рынка. Данные для анализа продаж берутся из чеков покупателей. Полученную статистику можно экстраполировать на всю территорию страны. 

Такой метод позволяет выявить, какое количество товара и по какой цене продано за конкретный период. Минус — не получится вычленить отдельную целевую аудиторию. Из-за того что данных нет в открытом доступе, проанализировать емкость самостоятельно нельзя — только на заказ.

Подводим итоги

  • Емкость рынка — расчет, необходимый для оценки перспектив бизнеса и выбора правильной стратегии.
  • В некоторых случаях объем рынка — это показатель фактической емкости. 
  • Показатель рассчитывают регулярно: раз в год, полгода или ежеквартально, исходя из специфики бизнеса.
  • Для расчета понадобятся количество фактических и вероятных потребителей, частота потребления, средняя цена, объем упаковки. 
  • Информацию для расчетов берут из открытых источников, опросов, собственных показателей, исследований и официальных норм потребления продукта.