VK Реклама – платформа для рекламы на проектах VK
Обновления
Обучение
Полезные материалы
Мероприятия
Курсы
Бизнесу
Кейсы
Каталог таргетологов
Программа лояльности
Экспертам
Сообщество экспертов
Сертификация
Рекламная сеть
Справка
Загружается...
Регистрация
VK Реклама – платформа для рекламы на проектах VK
ru

О компании

VK Реклама — единая платформа для продвижения бизнеса на проектах VK и в рекламной сети. Запускайте кампании в рекламном кабинете и взаимодействуйте с пользователями соцсетей, сайтов, мобильных приложений и медиапроектов, превращая их в ваших клиентов.

Регистрация

Клиентам

  • Обновления
  • Кейсы
  • Справка
  • Документы
  • Каталог таргетологов
  • Программа лояльности

Экспертам

  • Сертификация
  • Сообщество экспертов

Проекты VK

  • Рекламная сеть VK
  • Обучающая платформа VK Бизнес
  • VK AdBlogger

Обучение

  • Полезные материалы
  • Курсы
  • Мероприятия
© VK 2025 Все права защищены
Политика конфиденциальности
125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 79

Что такое формула AIDA и как она используется в маркетинге

Разберемся, как и где использовать модель маркетинга AIDA, как она работает и каких ошибок важно избегать при ее внедрении

МаркетингИнтересы
20 июня 2025
Читать 10 мин
Что такое формула AIDA и как она используется в маркетинге - Статьи по VK Рекламе

AIDA — это модель маркетинга и продаж, которую разработали в 1896 году. Однако она не теряет актуальности и востребована практически у всех компаний. Бизнес использует технику AIDA, чтобы строить маркетинговую воронку и подталкивать клиентов к покупкам.

Как работает техника продаж AIDA

Формула AIDA состоит из нескольких последовательных этапов. Они показывают, какие эмоции испытывает пользователь на каждой стадии принятия решения — от знакомства с коммуникацией бренда (например, с рекламным объявлением) до покупки продукта. Компаниям модель AIDA помогает разрабатывать маркетинговую стратегию и в рамках нее планировать активности с использованием разных каналов (реклама, мероприятия, инфлюенсеры, CRM, пиар).

image

Attention — внимание

В первую очередь нужно обратить внимание потенциального клиента на бренд и его предложение. Это не всегда просто: на рынке много похожих предложений и высокая конкуренция. Один из форматов коммуникации бренда с аудиторией, который используется для привлечения внимания пользователей, — это реклама. Но запускать ее нужно грамотно: из-за баннерной слепоты люди иногда могут не увидеть рекламу в соцсетях и на сайтах. Поэтому к разработке рекламных кампаний нужно подходить креативно.

Варианты, как привлечь внимание в рекламе:

  • Решайте проблему пользователя. Бренд должен знать, что нужно потребителю, и предлагать ему именно это. Если компания не решает проблемы своей аудитории, то все маркетинговые мероприятия не принесут результата.
  • Создайте оригинальные креативы. Помогут близкие аудитории образы, яркие акценты, выражение эмоций. Например, туроператор может поместить на объявление модель с широкой улыбкой в живописном месте.
  • Сформулируйте привлекательные заголовки. В них озвучивают проблему потенциального покупателя. Например: «Не хватает денег на отпуск? Есть решение [поясняем какое]!». Убедитесь, что если убрать название вашего бренда, заголовок все равно будет уникальным. Не нужно использовать банальные клише, они точно не приведут к вам клиентов.
  • Анонсируйте скидки и спецпредложения. Возможность сэкономить всегда привлекательна, а ограничения во времени мотивируют к спонтанным покупкам: «Только один день — скидки до 70%».
  • Внедрите интерактивные элементы. Они помогут не только зацепить внимание, но и вовлечь человека во взаимодействие. Например, студия дизайна может предложить клиенту квиз, чтобы определить, какое оформление квартиры соответствует его вкусу и характеру.
  • Пропишите скрипты продаж. Если вы усиливаете рекламу личной продажей, акцентируйте потребность клиента в форме вопроса: «Хотели бы вы возвращать до 20% с каждой покупки?».

Interest — интерес

Важно сделать так, чтобы после взаимодействия с рекламой человек захотел подробнее познакомиться с компанией и ее продуктом. Для этого необходимо уникальное торговое предложение, или УТП. Оно показывает, как продукт решает озвученную на первом этапе проблему. 

Варианты:

  • Демонстрация процесса. В текстовом, фото- или видеоформате показывают, как использовать продукт или как компания оказывает услугу. Например, фитнес-студия может снять видео о том, как изменилась фигура клиента после нескольких месяцев тренировок.
  • Акцентирование уникальности. Опишите, чем ваше предложение отличается от других. Так, ресторан может рассказать об авторском меню и блюдах из экзотических продуктов.
  • Докажите преимущества и эффективность. Предоставьте факты о товаре, статистику, инфографику.

И снова подчеркнем: убедитесь, что при мысленном зачеркивании названия вашего бренда УТП продукта остаются уникальными. Не используйте клише и банальные фразы для формирования интереса.

Desire — желание

На этом этапе усиливают заинтересованность в товаре, чтобы пользователь захотел его купить. Как это сделать:

  • Покажите товар в действии. Можно использовать формат «до и после» или продемонстрировать, как продукт меняет ситуацию к лучшему. Важно закрепить впечатление позитивными эмоциями. Например, массажный салон показывает, как меняется осанка пациента. Затем довольный клиент сообщает, что чувствует себя увереннее и смелее.
  • Поставьте временное ограничение. Это нужно, чтобы клиент почувствовал, что может упустить выгоду. Действующие 24 часа распродажи, ограниченная запись на услугу заставляют совершать спонтанные покупки.
  • Апеллируйте к мнению других. Это может быть экспертное заключение, отзывы других покупателей, рекомендация инфлюенсера. Важно, чтобы мнение было реальным: опубликуйте фото клиентов, укажите место работы экспертов, оценивающих ваш продукт. Принимайте от покупателей обзоры товара с фотоотчетом, чтобы доказать их подлинность.

Action — действие

Человека подталкивают приобрести товар, зарегистрироваться в сервисе, скачать программу, записаться на услугу. Добавьте краткий мотивирующий призыв к действию, акцентируя выгоду:

  • попробуйте программу бесплатно;
  • закажите услугу за 5000 1500 рублей;
  • зарегистрируйтесь до 10 апреля и получите первую консультацию бесплатно.

Где использовать

Формула АИДА широко используется компаниями в различных ситуациях, связанных с маркетингом и продажами. Рассмотрим два основных сценария ее применения:

Формирование плана маркетинга и продаж

Модель AIDA служит основой для построения маркетинговых стратегий и планов продаж. Она позволяет:

  • Понять путь клиента. AIDA описывает этапы, которые проходит потребитель: внимание, интерес, желание, действие, — и помогает выстраивать последовательные шаги для привлечения и удержания клиентов.
  • Определить целевую аудиторию. Анализ сегментов ЦА и их потребностей помогает эффективно применять модель на каждом этапе. Например, для этапа «Внимание» важно создать яркие рекламные кампании, а для «Желания» — показать преимущества продукта.
  • Увеличить продажи. Модель AIDA помогает выстроить воронку продаж, которая ведет клиента от первого контакта с продуктом до покупки. Бизнес может использовать скидки, акции, ограниченные предложения и призывы к действию.

Упаковка коммуникации для разных каналов маркетинга и продаж

AIDA активно применяется для создания эффективных сообщений в различных каналах:

  • Скрипты продаж. Разговор с потенциальным клиентом выстраиваются по схеме. Пример: «Бывает ли такое, что чистка мебели не дает результатов?» (Внимание). «Служба чистки мебели XYZ избавит от любых загрязнений и вернет обивке первоначальный вид» (Интерес). «Новейшие чистящие средства полностью удаляют бактерии, и при этом безопасны для людей и домашних животных» (Желание). «Оставьте заявку на сайте и получите скидку 20% по промокоду Clean» (Действие).
  • Рекламные тексты. Формулу AIDA применяют в таргетированной и видеорекламе, продающих постах и других форматах. Она помогает разрабатывать цепляющие заголовки, описывать преимущества продукта, создавать желание через ограниченные предложения и призывы к действию.
Рекламируйте бизнес просто и быстро
Перейти в VK Рекламу
  • Социальные сети. Посты строятся по принципу AIDA — яркое изображение или заголовок привлекают внимание, информация о продукте вызывает интерес, отзывы клиентов создают желание, а четкий призыв завершает взаимодействие.
  • Лендинги. Одностраничные сайты выстраивают по модели AIDA. Внимание привлекают ярким начальным баннером или заголовком. Чтобы вызвать интерес, описывают возможности и преимущества продукта. На этапе «Желание» предлагают скидки, публикуют отзывы, предоставляют экспертные заключения. Затем мотивируют к действию — кликнуть на кнопку CTA.
  • Сайты. Модель реализуют многоступенчато. Привлекают внимание аудитории на главной странице, иногда там же подогревают интерес к продукту. Остальные этапы реализуют с помощью карточки товара.
  • Рассылки. Email начинается с цепляющей внимание темы. Когда пользователь открывает письмо, его содержание вызывает интерес к продукту. Перед ссылкой или кнопкой CTA добавляют акцент на выгоде: скидках, бесплатных или выгодных предложениях.
  • Презентации. Например, предприниматели могут использовать модель для привлечения инвесторов: сначала идет захватывающая история, затем описание решения проблемы, потом демонстрация выгодной бизнес-модели и предложение инвестировать.

Преимущества и недостатки

Основные достоинства модели AIDA:

  • Универсальность. Формулу используют в разных форматах продвижения. Она подходит для разных каналов продаж и маркетинга, а также для создания крупных и сложных текстовых сообщений и продающих изображений.
  • Понятность. Формула AIDA базовая, ее легко применить даже начинающему маркетологу.
  • Управление реакциями. Технология помогает вызывать нужные эмоции при личном контакте, показе рекламы или любой другой коммуникации бизнеса/бренда с аудиторией.
  • Отслеживание прогнозов и KPI. Это касается воронки продаж по AIDA. На каждом этапе можно понять, как быстро лиды идут к покупке и почему сделки срываются. Это помогает определить слабые места и точки роста.

Недостатки:

  • Не всегда подходит для продаж дорогих и сложных продуктов. AIDA работает с эмоциями клиента, поэтому больше подходит для спонтанных покупок.
  • Сложно обеспечить переход от этапа «Интерес» к этапу «Желание». Если компания не готова предложить крупные скидки или использовать другие типы мотивации, а конкуренты — готовы, то схема может не сработать.
  • Процесс покупки стал сложнее. Схема не учитывает, что потребитель может отвлекаться на другие предложения или возвращаться к компании спустя время. Формулу совершенствовали, добавляя новые этапы: Satisfaction (удовлетворение после покупки), Motivation (дополнительная мотивация после стимуляции желания), Confidence (закрепление доверия после пробуждения желания). Однако ее сложно адаптировать ко всем ситуациям.

Ошибки при работе с AIDA

Неверная последовательность этапов. Каждый этап должен идти строго за предыдущим, иначе шансы донести сообщение до пользователя невысоки. Если не привлечь внимание человека, он не увидит предложение. Если проигнорировать этап «Интерес», у потребителя не будет мотивации изучать продукт. Без побуждения желания потенциальный клиент отложит покупку и забудет про нее или уйдет знакомиться с продукцией конкурентов. Наконец, без продуманного призыва и руководства к действию человек может не понять, как купить товар, — и сделка сорвется.

Незнание аудитории. Модель AIDA работает только тогда, когда вы знаете, кому предлагаете товар. Разную аудиторию привлекут разные предложения, акции, креативы и призывы. Подумайте, как удовлетворить потребности каждого клиентского сегмента.

Шаблонность. Клише могут свести все усилия на нет. Банальные рекламные креативы и преимущества вроде «Высокое качество», «Выгодная цена», «Персональный подход» каждый потребитель уже слышал не раз и, скорее всего, не обратит на них внимания.

Примеры

По модели AIDA построен сайт VK CXHub. Посетитель идет от этапа к этапу, знакомясь с содержанием страницы.

Внимание: предложение всегда быть на связи с клиентами
Интерес: описание преимуществ и дополнительных возможностей
Желание: акцент на экономии для бизнеса
Действие: предложение рассчитать стоимость
1 из 4
Внимание: предложение всегда быть на связи с клиентами

Главное

  • АИДА — маркетинговая технология. Она состоит из четырех обязательных шагов, которые клиент проходит перед покупкой продукта. Этапы AIDA: внимание, интерес, желание, действие.
  • На стадии «Внимание» компания акцентирует проблемы, потребности человека или выгоду, которую он получит от покупки.
  • На этапе «Интерес» до потребителя доносят УТП, возможности и достоинства предложения. 
  • Этап «Желание» нужен, чтобы мотивировать клиента приобрести продукт немедленно. Для этого используют привлекательные скидки или бонусы, ограниченные во времени. На этом этапе также отрабатывают возражения.
  • На шаге «Действие» пользователь должен получить понятную инструкцию о том, как купить продукт. Не перегружайте его информацией: достаточно кнопки CTA и простой формы заказа.
  • Примеры формулы AIDA можно найти на разных продающих сайтах и лендингах.
Все возможности VK Рекламы доступны в кабинете
В кабинет
  • Хештеги

    вкадс, вк ads рекламный кабинет, вк адс, вконтакте ads, вк ра

МаркетингИнтересы

Оглавление

  1. Как работает техника продаж AIDA
  2. Где использовать
  3. Преимущества и недостатки
  4. Ошибки при работе с AIDA
  5. Примеры
  6. Главное
Лиана Фаизова
Лиана ФаизоваРуководитель отдела продуктового маркетинга и коммуникаций, VK
Вам может быть интересно
Рекомендации по работе с рекламным бюджетом - Статьи по VK РекламеПолезные материалыРекомендации по работе с рекламным бюджетомКак донести новый образ бренда до 2 млн пользователей ежемесячно и привлечь заинтересованную аудиторию на сайт – Кейс о работе с VK РекламойКейсыКак донести новый образ бренда до 2 млн пользователей ежемесячноКак настроить карусель VK Рекламе - Статьи по VK РекламеПолезные материалыКак настроить карусель VK Рекламе