Таргетолог — это специалист, который настраивает и оптимизирует рекламные кампании, чтобы привлечь целевую аудиторию. Таргетологи следят за изменениями в поведении пользователей, а также алгоритмами рекламных платформ и новыми запросами рынка. Основная сфера их работы — это системы аукционов, в которых реклама показывается пользователям на основе ставок и критериев таргетинга.
Чем занимается
Таргетологи — это посредники между рекламодателями и их аудиторией. Главная задача специалиста по таргетированной рекламе — привлекать целевой трафик, то есть потенциальных клиентов.
Таргетологи уделяют особое внимание анализу и сегментации больших аудиторий, чтобы доносить различные маркетинговые сообщения до актуальной этому сообщению аудитории. Они стремятся понять потребности и запросы каждой группы пользователей, изучают их демографические характеристики и поведенческие паттерны.
Что должен уметь
Специалисты по настройке таргетированных объявлений осваивают целый список компетенций.
Анализ продукта
Он включает:
- Анализ продуктаТаргетолог изучает ключевые характеристики и особенности товара или услуги, чтобы эффективно настроить рекламные кампании и максимально точно попасть в целевую аудиторию.
- Решение проблемСпециалист анализирует, какие потребности аудитории способен закрыть продвигаемый продукт или услуга.
- Сравнение с конкурентамиТаргетолог исследует рекламные кампании других представителей ниши, выявляет их сильные и слабые стороны.
- ЦелеполаганиеСпециалист устанавливает цели продвижения продукта, чтобы верно донести до потребителей его назначение и пользу.
- Выбор формата продвиженияТаргетолог совместно с рекламодателем определяет, каким образом лучше продвинуть товар, чтобы реклама выглядела гармонично и привлекла как можно больше пользователей.
Анализ продукта позволяет специалисту лучше понять, как подходить к его позиционированию и презентации в рекламных кампаниях.
Составление портрета аудитории
Чтобы реклама была релевантной и привлекательной для целевой аудитории, таргетологу нужен портрет аудитории. Для его создания проводят глубокий анализ клиентской базы, собирают демографические данные (пол, возраст, местоположение), социальные характеристики, сведения об увлечениях. Далее изучают аудиторию конкурентов, например, их подписчиков в социальных сетях.
По мере накопления данных аудиторию делят на узкие сегменты. Это позволяет более точно настраивать рекламные кампании. Портретов аудитории может быть несколько, они и послужат основой для настройки групп объявлений таргетированной рекламы.
Пример портрета
- Клиент магазина спортивной одежды и обувиЦелевая аудитория: активные молодые люди.
- Демографические характеристики:
- Пол: мужчины и женщины.
- Возраст: 18–35 лет.
- География: города с населением более 100 000 человек.
- Образование: студенты, выпускники вузов, молодые специалисты.
- Психографические характеристики:
- Образ жизни: активный, регулярно занимаются спортом, посещают фитнес-центры, любят активные развлечения на природе.
- Интересы: здоровье и фитнес, мода, путешествия, социальные сети.
- Ценности: здоровье, стиль, комфорт.

- Поведенческие характеристики:
- Покупательская мотивация: высокое качество и стиль в спортивной одежде, поиск функциональности и комфорта.
- Покупательское поведение: онлайн-шопинг, поиск скидок и акций, лояльность к бренду.
- Платформы: активные пользователи социальных сетей, ищут рекомендации и отзывы перед покупкой.
- Проблемы и потребности:
- Необходимость стильной и функциональной спортивной одежды для разнообразных видов физической активности.
- Желание выглядеть модно и подчеркнуть индивидуальность даже в спортивном образе.
- Потребность в высококачественной обуви для комфортных тренировок.
- Подход к взаимодействию: для этой целевой аудитории важно подчеркнуть стиль и качество продукции. Рекламные кампании будут акцентировать внимание на комфорте и уникальном дизайне одежды.
Чем больше деталей сумел подчеркнуть таргетолог, тем более эффективной будет реклама.
Создание плана продвижения
Приведем для примера — план запуска таргетированной рекламы для онлайн-магазина «X&Y».
Цели кампании
- Увеличить продажи женских платьев на 25% в течение октября–ноября.
- Привлечь новых клиентов с активным интересом к модной одежде и аксессуарам.
Целевая аудитория
Женщины, возраст 20–35 лет, проживающие в крупных городах, следят за модными тенденциями, активны в социальных сетях.
Выбор каналов
- Объявления в социальных сетях ВКонтакте.
- Объявления в других сервисах VK с карточками из каталога товаров.
Рекламные форматы
- Карусель с изображениями разных моделей платьев.
- Динамический баннер.
Распределение бюджета
- Реклама ВКонтакте: 30% бюджета.
- В других сервисах VK: 30% бюджета.
- Подготовка креативов: 40% бюджета.
Календарь кампании
- Подготовка контента: 1–10 октября.
- Запуск рекламы: 11 октября.
- Оптимизация и анализ: 18 октября–28 ноября.
- Окончание: 30 ноября.
Создание контента
- Для онлайн-каталога: фото вещей на белом фоне, описания товаров.
- Для объявлений: заголовки и рекламный текст.
Параметры таргетирования
- География: все крупные города.
- Демография: женщины, возраст 20–35 лет.
- Интересы: мода, стиль, онлайн-шопинг.
KPI и метрики
- Конверсии (покупки).
- ROAS (окупаемость расходов на рекламу).
- CTR (процент кликов по объявлению).
- CPA (стоимость совершения целевого действия).
- CR (процент пользователей, совершивших целевое действие, от общего числа посетителей).
Мониторинг и аналитика
- Использование специализированных сервисов и платформ (например, Roistat, Calltouch или Google Analytics) для сбора данных о конверсиях с разных каналов и источников трафика.
- Проверка работы скриптов отслеживания с помощью вкладки Network в браузерных инструментах разработчика, чтобы увидеть, отправляются ли запросы на сервер аналитики при выполнении целевых действий.
- Использование консоли браузера (Console) и Data Layer (слой данных) для отладки и контроля передачи событий в системы аналитики и тег-менеджеры (например, Google Tag Manager).
- Формирование отчетов и дашбордов в BI-инструментах (например, Looker Studio, Power BI, Tableau) для визуализации и глубокого анализа эффективности рекламных кампаний.
- Создание кастомных отчетов, объединяющих данные из разных источников (рекламные системы, CRM, веб-аналитика).
- Регулярный анализ KPI.
Сроки и ответственные лица
- Ответственный за выполнение: Анна Петрова.
- Сроки выполнения: в соответствии с календарем кампании.
План всегда уникальный и может включать дополнительные пункты и разделы.
Создание креативов
Таргетолог подбирает несколько вариантов креативов, исходя из требований рекламной площадки и целей рекламодателя.
В VK Рекламе есть инструменты для автоматизированного подбора и загрузки креативов. Также можно использовать автогенерацию изображений, а также видео с использованием статических элементов и текста.

Чтобы адаптировать изображения для креатива без привлечения дополнительных ресурсов, в VK Рекламе доступен инструмент умной обрезки и дорисовки — он дополнит картинку недостающими областями.
Запуск таргетированной рекламы
Его осуществляют через рекламные кабинеты, например, VK Реклама. После регистрации в кабинете нужно создать кампанию. Для этого:
- 1Специалист выбирает, что будет продвигать — сайт, сообщество, приложение, каталог товаров или другие объекты рекламы.

- 2Выбирает целевое действие. В зависимости от выбранного объекта рекламы, список целевых действий будет различаться.
- 3Затем нужно оптимизировать бюджет кампании вручную или автоматически. Второй способ поможет сэкономить время и повысить эффективность рекламы.
Можно выбрать одну из двух стратегий ставок — предельную или минимальную цену. Стратегия предельной цены позволит достичь результатов, не превышая указанную стоимость конверсии. При стратегии минимальной цены указывают свой бюджет, а система стремится достичь лучших результатов в пределах этой суммы.
- 4На следующем шаге нужно создать группы объявлений и настроить таргетинги. Задача специалиста по таргетированной рекламе — настроить целевую аудиторию. Это можно сделать выбрав пол, возраст, географию, добавив ключевые слова или добавив готовую аудиторию. Минимальные настройки будут зависеть от объекта продвижения и целевого действия, которое требуется от пользователя.
- 5Затем специалист настраивает размещение. VK Реклама автоматически подбирает площадки для размещения с учетом цели кампании. Но при желании можно выбрать варианты самостоятельно.
- 6В каждую группу можно включить несколько объявлений. Это поможет запускать одни и те же объявления на разные аудиторные сегменты и тестировать гипотезы.
VK Реклама предлагает создавать универсальные объявления, которые адаптируются под особенности площадки. Вам не нужно подгонять размер картинок и думать, как расположить сообщение — система все настроит и при необходимости сама напишет текст.
Таргетолог публикует рекламную кампанию, она уходит на модерацию, и после положительного решения начинаются показы. Статистика появляется через некоторое время после начала показов.
Сбор аналитики и оптимизация кампании
Специалист отслеживает:
- CTR (Click-Through Rate). Это процентное отношение кликов к числу показов рекламы. Показатель отражает привлекательность объявлений.
- CR (Conversion Rate). Так обозначают количество пользователей, выполнивших желаемое действие (покупку, подписку, регистрацию на сайте и прочее).
- СРА (Cost Per Action) Это стоимость конверсии. Таргетолог рассчитывает средние затраты на каждое выполненное целевое действие.
- ROI (Return On Investment). Это окупаемость инвестиций в рекламу. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам. Так определяют, приносит ли реклама доход.
В VK Рекламе есть все необходимые инструменты для мониторинга результатов кампании, также система составляет предварительные прогнозы.
Параллельно таргетолог анализирует поведение целевой аудитории, фиксирует особенности, чтобы иметь в виду при запуске следующей кампании. Специалист определяет дни недели или временные интервалы, когда активность аудитории на максимуме.
На основании полученных данных исключают из кампании неэффективные объявления, аудитории или каналы продвижения. Затем перераспределяют бюджет между разными элементами кампании в зависимости от их производительности.
Как найти хорошего таргетолога
Для поиска подходящего кандидата используйте профессиональные блоги и сообщества, социальные сети, рекомендации коллег и партнеров. Изучите биржи фриланса, обратитесь в агентства с хорошими отзывами и запросите портфолио таргетологов, подходящих под ваши критерии. Еще один рабочий вариант — изучите каталог сертифицированных партнеров по VK Рекламе.

Как понять, что стоит сменить специалиста
При плохих результатах, таких как низкий CTR, недостаточное количество конверсий или невысокий возврат на инвестиции (ROI), следует разобраться в причинах. Если специалист не способен эффективно настраивать таргетинг, подбирать правильные ключевые слова или оптимизировать креативы, это может быть сигналом к замене.
Когда таргетолог не поддерживает коммуникацию и не предоставляет регулярные отчеты о ходе кампаний и не адаптирует ее к меняющимся условиям, лучше обратиться к другому таргетологу.
Также следует обратить внимание на частые ошибки в креативах. Постоянные дефекты говорят о недостаточной компетентности или невнимательности к деталям, а также о неопытности специалиста.
Главное
- Таргетолог — это специалист, который занимается запуском рекламных объявлений в рамках социальных сетей и поисковых систем.
- Он в деталях изучает разные сегменты аудитории рекламодателя, чтобы эффективно их привлекать. Подбирает рекламные каналы для коммуникации с ЦА, разрабатывает стратегии рекламных кампаний и проводит анализ.
- Специалист запускает кампании через рекламные платформы. С таргетированной рекламной удобно работать через VK Рекламу. Инструменты автоматизации и умные алгоритмы платформы упрощают настройку кампании и достижение поставленных целей.
- Чтобы найти надежных таргетологов, перейдите в каталог сертифицированных партнеров VK.
- Компетентный специалист в курсе последних изменений в алгоритмах платформ, правилах размещения рекламы и поведении пользователей.
- Хештеги
адс вк, адв вк, рекламная сеть вк, покупка рекламы вк, создать рекламу в вк