Небольшие компании всегда равняются на более крупных игроков. Лидеры отрасли задают рыночные стандарты, используют самые передовые методики и технологии. Чтобы изучить и применить лучшие решения конкурентов, используют бенчмаркинг — специальный метод исследования бизнеса и его процессов.
Что такое бенчмаркинг
Бенчмаркинг — это метод сравнительного анализа, который позволяет выявить и отобрать лучшие практики в индустрии. Благодаря инструменту бизнес может найти наиболее эффективные решения, которые уже используют конкуренты, и применить их у себя.
Это не просто анализ рынка конкурентов, а полноценное исследование, в ходе которого получают бенчмарки — эталонные стандарты, которые можно использовать как ориентир и точку отсчета для последующего развития.
Бенчмаркинг помогает компании не только развиваться, но и быть более конкурентоспособной. Если бизнес постоянно перенимает и адаптирует лучшие решения, у него намного больше шансов занять лидирующее положение на рынке или побороться с более сильными игроками. Но это не значит, что бенчмаркинг используют только гиганты — новички не реже смотрят на топовые компании и оценивают, что из их опыта могут применить у себя.
Цели и задачи
Бенчмаркинг помогает бизнесу развиваться с помощью проверенных и эффективных практик. За счет внедрения новых инструментов компания сможет улучшить работу и избежать многих ошибок. Бенчмаркинг можно использовать как для конкретных целей, например, увеличения прибыли, так и более общих: привлечения трафика, улучшения продукта или сервиса.
Для достижения целей аналитики решают следующие задачи:
- исследуют возможности и ресурсы бизнеса, определяют его сильные и слабые стороны;
- проводят исследование рынка и лидеров, выявляют их преимущества и недостатки;
- определяют положение компании на рынке относительно конкурентов;
- сравнивают бизнес с эталонным конкурентом;
- сопоставляют решения разных компаний и стратегии достижения целей;
- создают собственный план развития на основе лучших практик рынка;
- внедряют изменения в бизнес-процессы.
Бенчмаркинг приносит пользу компании, если по его итогам руководство принимает конкретные решения и вносит изменения в бизнес-стратегию. Например, производитель посуды А проводит сравнение своего товара с продуктом производителей-лидеров Б и В. В ходе исследования выясняется, что у компании Б более качественные импортные материалы, а у компании В уникальный дизайн. Бренд А может доработать свой товар и стать более конкурентоспособным.
Принципы использования
Бенчмаркинг базируется на нескольких правилах. Их соблюдение делает исследование более прозрачным, а его результаты — более объективными
- ДостоверностьВ анализе используют объективные и подтвержденные данные, а не слухи и гипотезы. Бенчмаркинг не проводится на основании примерных сведений.
- ИзмеримостьКритерии, по которым сравнивают объекты, должны быть измеримыми. Перед сравнением важно определить, по каким параметрам будет ставиться оценка.
- ВзаимностьВ ходе бенчмаркинга сотрудники взаимно и согласованно обмениваются информацией, собирают и обрабатывают необходимые сведения. В команде все понимают свои роли и пользу от тех или иных этапов анализа.
- АналочностьСравнивать допустимо только схожие процессы или элементы бизнеса. Недопустимо сопоставлять свой бизнес с конкурентом, который значительно отличается от вас.
Проведение бенчмаркинга получается более эффективным, когда в нем участвуют вовлеченные сотрудники.
Сферы применения бенчмаркинга
Метод находит применение в разных отраслях — от медицины до IT. Например, в e-commerce бенчмаркинг можно использовать, чтобы доработать товар для продажи на маркетплейсах, а в веб-дизайне — чтобы найти лучшие интерфейсные решения для сайта.
С помощью бенчмаркинга можно сравнивать разные элементы бизнеса:
- Продукты и услуги — ассортимент, дизайн, цены, функции.
- Показатели — чистую прибыль, посещаемость, конверсии, число клиентов.
- Бизнес-процессы — продажи, производство, логистику.
- Маркетинг — каналы коммуникации, бюджеты, рекламные кампании.
- Персонал — число сотрудников, зарплаты, текучку кадров.
- Бизнес-модели, рынки и каналы сбыта.
- Стратегии — захват доли, выход на новый рынок.
Еще на первом этапе анализа команда определяет, что именно будет сравнивать и по каким критериям. Затем выбирает конкурентов для сопоставления, инструменты и методики, которые помогут сделать анализ более качественным и объективным.
Бенчмаркинг может быть использован на любой стадии жизненного цикла проекта, будь то подготовка, план или уже реализованная идея. Часто к анализу прибегают в момент начала разработки нового продукта, чтобы собрать лучшие решения рынка и применить их в новом товаре.
Пример бенчмаркинга: сервис для автоматизации хочет внедрить у себя новую функцию. Компания проводит бенчмаркинг-анализ — смотрит, как эта же функция реализована у конкурентов, и какие есть недостатки, неточности.
В сравнительном анализе может участвовать любой сотрудник — от дизайнера до маркетолога. Но чаще всего бенчмаркингом пользуются бизнес-аналитики, которые постоянно аккумулируют, перерабатывают и изучают сведения о компании и конкурентах.
Виды бенчмаркинга по объектам сравнения
Выделяют два вида бенчмаркинга — внутренний и внешний. Рассказываем, в чем разница между ними.
Внутренний
Внутренний бенчмаркинг подразумевает сравнение и исследование работы разных процессов и подразделений в одной компании. Он может быть:
- Исторический — сравнение показателей в разные периоды в прошлом с целью оценить изменения. Например, сравнение показателей рекламы в прошлом году и в нынешнем.
- Общий — сравнение и анализ показателей одного департамента или процесса с другими. Например, можно сопоставить работу отделов маркетинга и продаж.
Также бенчмаркинг может осуществляться на уровне бизнес-процессов, когда в компании сравнивают разные методы работы и ищут самые эффективные.
Внешний
Внешний бенчмаркинг подразумевает сравнение и исследование деятельности конкурентных компаний или лидеров отрасли. Он может быть:
- Отраслевой — из единой сферы бизнеса, например, сопоставление нескольких стоматологических клиник.
- Стратегический — сравнение эффективных стратегий и методик других компаний, поиск преимуществ и недостатков.
- Конкурентный — сопоставление с прямыми или косвенными конкурентами.
- Глобальный — исследование общемировых практик, сравнение с международными и иностранными брендами.
Как собирать и анализировать данные
Бенчмаркинг — процесс сбора, обработки и структурирования информации о компании и конкурентах. Он состоит из нескольких шагов.
Отбор объектов для анализа и сравнения
Первым делом в бенчмаркинге выбирается объект для анализа и сравнения. Например, компания по установке окон хочет изучить методики телефонных продаж конкурентных компаний, и выбирает для этого 5 других аналогичных фирм из своего города.
Выбор критериев оценки
Затем в исследовании выбираются критерии для оценки, по которым можно понять, чьи процессы более эффективны. В случае с продажами ими могут быть: скорость ответа или обратного звонка, качество консультации, убедительность, качество отработки возражений, доброжелательность сотрудника и другие параметры. Желательно, чтобы критерии были четкими и измеримыми.
Сбор информации
После выбора объекта и критериев начинается основной этап — сбор данных. Именно после него бизнес сможет выявить бенчмарки и перенять лучшие практики. Для сбора сведений можно использовать любые законные методы.
- Тайный покупательЕсли вам нужно изучить механики работы отдела продаж конкурентов, можно обратиться к ним под видом покупателя и получить консультацию. В ходе общения вы сможете понять, насколько профессионально работают сотрудники и какие инструменты используют.
- Публикации у конкурентов и в СМИЧасто конкуренты рассказывают о себе в собственных блогах или интернет-изданиях. Эту информацию можно использовать, особенно если компании делятся статистикой и отчетами. Например, вы можете проанализировать результаты продвижения конкурентов. Механику и результаты компании описывают в кейсах, например, на сайте VK Рекламы:

- ИсследованияОбратитесь к исследованиям, которые проводят различные консалтинговые и маркетинговые компании. Какие-то из них доступны в интернете бесплатно, а другие — за деньги или подписку. Например, оставив свою почту в контактной форме, можно скачать 2024 Digital Experience Benchmarks или 2024 Social Media Industry Benchmark Report, чтобы узнать основные цифровые тенденции.
- Сведения компанийКонкуренты предоставляют информацию о себе в исследованиях, профессиональных ассоциациях, годовых отчетах для инвесторов или на тематических конференциях.

Анализ и применение опыта
Когда информация собрана, остается провести сравнение и выделить лучшие решения конкурентов. Постарайтесь понять, почему те или иные компании занимают лидирующее положение на рынке.
По итогам бенчмаркинга разработайте стратегию, которая поможет улучшить или изменить объект исследования. В случае с отделом продаж это может быть, например, новый скрипт для менеджера или инструкция для руководителя отдела. Также обозначьте ключевые показатели эффективности и сроки, когда нужно внести изменения. Когда задуманный план будет реализован, оцените эффективность проделанной работы по заданным KPI. После этого можно приступать к исследованию других процессов бизнеса.
Плюсы и минусы
У бенчмаркинга есть множество сильных сторон, которые делают его популярным методом:
- компания обнаруживает свои сильные и слабые места;
- бизнес начинает работать более эффективно, может удерживать позиции среди конкурентов;
- фирма отслеживает тренды в индустрии и меняет свою работу под них;
- бренд прогрессирует и находится на шаг впереди других;
- сотрудникам интересно работать в компании, потому что руководство постоянно внедряет что-то новое.
Но у подхода есть и слабые стороны:
- бизнесу сложно собирать данные, так как многие конкуренты скрывают внутренние сведения;
- компании зачастую слепо копируют чужие решения и не адаптируют их под свои особенности;
- бенчмаркинг нужно проводить постоянно и регулярно, каждый раз тратить на это силы, время а иногда и деньги;
- во время анализа бизнес не знает весь контекст конкурента, при котором он получил тот или иной результат, и может сделать неправильные выводы;
- результаты конкурентов часто индивидуальны, случайны и не воспроизводимы.
Главное
- Бенчмаркинг — это метод сравнительного анализа, который призван выявить и отобрать лучшие практики в индустрии.
- Бенчмаркинг помогает бизнесу развиваться с помощью проверенных и эффективных практик.
- Метод бенчмаркинга находит применение в разных отраслях — от медицины до IT.
- Выделяют два вида бенчмаркинга — внутренний и внешний.
- Бенчмаркинг состоит из нескольких шагов: отбор объектов для анализа, выбор критериев, сбор данных, анализ и применение опыта.
- Хештеги
вк кабинет реклама, вк реклама, адс вк ком, вк платформа реклама, рекламная платформа вконтакте